Образовательные стандарты и требования

В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе, и дошкольное детство нацелено на подготовку ребёнка к поступлению в первый класс. Сегодня реальность такова, что система дошкольного образования деформирована влиянием школы. В детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. Такое положение неправильно с точки зрения возрастной психологии. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Стандарт базируется на Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное образование определяется, как ступень общего образования.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы.

 

 

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 01.09.2013

Приказ от 17 октября 2013 г № 1155  об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 

 

Профессиональные стандарты: нормативная база

1.  Трудовой кодекс Российской Федерации

-статья 195.1.  Понятия квалификации работника, профессионального стандарта Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности

-статья 195.2.  Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 232. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. № 970)

 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 6613. «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 295).

4. Приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:

 от 12 апреля 2013 г. № 147н«Об утверждении макета профессионального стандарта» (с изменениями от 29 сентября 2014 г. № 665н)

 от 12 апреля 2013 г. № 148н«Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов»

-от 29 апреля 2013 г. № 170н  «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»

от 30 сентября 2014 г. № 671н «Об утверждении методических рекомендаций по организации» профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов»

-от 29 сентября 2014 г. № 667н  «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»

от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253Министерства труда и социальной защиты Российской ФедерацииПисьмо  (вместе с "Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов").

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544 н««Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 1115 н«О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (введение профстандартов с 01.01.2017).